«На вечерах меня часто спрашивают про Высоцкого». Лариса Лужина рассказала о сценах в ЮЗАО
Лариса Лужина хорошо известна зрителю по картинам «Вертикаль», «На семи ветрах», «Любовь Серафима Фролова», «Тайны мадам Вонг» и многим другим. Отпраздновав на днях юбилей – 4 марта актрисе исполнилось 85, – она рассказала нашему корреспонденту о знаменитых партнёрах в кино и о любимых местах на юго-западе Москвы.
«ЖИЗНЬ ПО ВЕРТИКАЛИ» В ЛОМОНОСОВСКОМ
– Я состою в штате Центра театра и кино под руководством Никиты Михалкова, который сегодня располагается на улице Пилюгина. Там у меня проходят творческие вечера. На одной из встреч под названием «Жизнь по вертикали» я исполняла песни из фильмов, в которых играла, читала стихи своих любимых поэтов. И конечно, отвечала на вопросы.
– Уверена, что зрители вас часто спрашивают про Владимира Высоцкого, с которым вы играли в фильме «Вертикаль». И название вашего вечера неслучайно перекликается с названием этой легендарной ленты Станислава Говорухина. Как вам с Высоцким работалось?
– Конечно, про Володю меня всегда спрашивают. Знаете, я тогда не задумывалась: «Ах, Высоцкий, легенда». Вся съёмочная группа «Вертикали» – молодёжь, все влюблены в горы. «Весь мир на ладони, ты счастлив и нем…» Постоянно нам пел высоцкий. Мы никогда не видели, как Володя пишет стихи, но через какое-то время он уже представлял нам готовую песню. Когда его утвердили в фильм, было сказано: «Но чтобы песен его никаких не было». А сегодня мы понимаем, что только благодаря володиным песням картина и живёт до сих пор.
– Судя по этому вашему комментарию, вы от «Вертикали» не в восторге?
– Картина-то слабенькая. Это игра в кино, а не кино. А вот съёмки были вовсе не игрой. Мы действительно подвергались риску. Мы всё делали сами на протяжении 5 месяцев жизни в горах. Однажды вертолёт у нас разбился, во льду трещина огромная образовалась. Да всего и не упомнишь. Но слава Богу, все остались живы.
– Владимир Высоцкий, кстати, был жителем юго-запада. Его сын Никита рассказывал мне: «Мой отец жил на улице Шверника, дом 11, корпус 4, в квартире его матери, моей бабушки Нины Максимовны. Тогда это были Черёмушки, а теперь Академический район». Говорят, Высоцкий был в вас влюблён, даже посвятил песню «Она была в Париже».
– Высоцкий пытался ухаживать и за мной, и за Ритой Кошелевой. Но я не откликнулась на его чувства: у меня тогда был муж. Я к Володе всегда относилась только как к другу. Песню «Куда мне до неё, она была в Париже» Владимир Высоцкий действительно посвятил мне. Тогда ещё за границу особо никто не ездил, а я уже побывала в Каннах, Осло, Тегеране, Дублине… Володя в песне описал всё, что я рассказывала ему об этих поездках. Он был очень добрый, отзывчивый, ценил друзей. Именно таким он остался в моей памяти. А виделись мы с ним часто, потому что он был другом моего первого мужа – оператора Алексея Чардынина. Когда Высоцкий приходил к нам, не мог просто взять гитару и пробренчать, спеть вполголоса. Каждый раз это была полная отдача. Если Володя пел, никто не мог позволить себе даже вилкой стукнуть о тарелку. Я много видела его на сцене театра на Таганке. Володя был талантлив безумно. Его Хлопуша в спектакле «Пугачёв» поразил меня. Как он кидался на эти цепи, рвал себе кожу, у него кровь текла. Он играл просто на разрыв аорты.
«ЛЮБЛЮ КИНО ЭЛЬДАРА РЯЗАНОВА»
– Вы сказали, что состоите в труппе Центра театра и кино под руководством Михалкова. Недавно Никита Сергеевич дал публике пищу для рассуждений, высказавшись про Эльдара Рязанова. «Он был умный режиссёр, он брал очень хороших артистов и давал им свободу, – сказал о Рязанове Никита Сергеевич. – Я не могу назвать кинематограф Рязанова – кино. Это для меня не кино».
– Ну не знаю. Я уважаю Никиту Сергеевича, но тут я с ним не совсем согласна. Эльдар снял много картин, которые вошли в нашу жизнь. Эти киноработы действительно достойны, чтобы я и миллионы других людей их смотрели. Может, последние фильмы были хуже по сравнению с лентами, снятыми в советское время. Я имею в виду «Старые клячи». Но мне кажется, что всё равно его картины достойные. Может, Никита Сергеевич лучше разбирается в том, что кино, а что нет. Но я воспринимаю эмоционально, как зритель. Я люблю кино Эльдара Рязанова. Единственное, в чём я Рязанова не понимала всегда: зачем он взял Барбару Брыльску в «Иронию судьбы...». Мне она всегда была неприятна, а уж сейчас то, что она творит, – это вообще ужас какой-то.
– Вы про то, как 82-летняя Брыльска сегодня отзывается о нашей стране?
– Знаете, какая штука: она, помоему, всегда была такой. Даже когда она снималась у нас, даже когда она приезжала со своими картинами на встречи со зрителями – у неё было слегка пренебрежительное отношение и к нашему зрителю, и к нам, коллегам. Она свысока на всех смотрела. Может, не надо было тогда ей работать у нас, раз она так не любит Россию, что же она полезла сниматься?! На самом деле ведь даже в Польше её знают по «Иронии судьбы...», не знаю, что она там ещё сыграла. Она должна быть благодарна. Зачем же тогда ты сюда приезжаешь, зачем? Если ей так всё у нас не нравится? Говорит: ой, Иркутск, Омск, я не могу даже из самолёта выйти, там кругом грязно. Господи помилуй, ну не летай! Зарабатывай где-нибудь ещё.
«Я ВЫРОСЛА В СИМВОЛ ЖЕНСКОЙ ВЕРНОСТИ»
– Вернёмся на улицу Пилюгина. О чём ещё вы рассказываете на творческих вечерах?
– Всегда рассказываю о самом начале своей карьеры и главной роли в драме «На семи ветрах» Станислава Ростоцкого. Это классика жанра о Великой Отечественной войне. Добрая и трогательная история любви, героизма. На съёмках было непросто. В какой-то момент режиссёр увидел, что роль у меня не получается, испугался, что и фильм не получится, ведь от главной героини зависит успех всей картины. Для меня это была трагедия, я думала: «Если Ростоцкий снимет меня с роли, я уже не вернусь во ВГИК, не смогу смотреть своим учителям и сокурсникам в глаза. Не смогу вернуться даже домой – мне будет стыдно перед подругами и мамой». Хорошо, что я училась у прекрасных педагогов – Герасимова и Макаровой. Они обо мне позаботились. Сказали Ростоцкому: «Лариса только на первом курсе. Это ещё сырой материал, глина. Всё в твоих руках. ты должен лепить из неё скульптуру». Спасибо им, меня всё-таки оставили. В фильме была прекрасная команда актёров: Софья Пилявская, Вячеслав Тихонов, Клара Лучко. Они помогали сделать из моей светланы героиню, «поднимали» меня всё время, поэтому мне и удалось вырасти в конце концов в символ женской верности.
– На какие сцены юго-запада вы ещё выходили?
– В Центре культуры «Меридиан» в Черёмушках я не раз играла в антрепризах. Также была там почётным гостем Международного конкурса «Во имя мира на земле», участвовала в концерте «Творческий диалог поколений». Также не раз принимала участие в творческих вечерах киноклуба «Эльдар» в Обручевском. А как зритель сначала сына водила в Большой Московский цирк на проспекте Вернадского. Потом внуки его также обожали.
ЛУЧШИЙ ПОДАРОК НА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ
– Лариса Анатольевна, у вас недавно был юбилей. Я задам, наверное, не совсем приятный вопрос. Как вы относитесь к своему возрасту?
– В общем-то пугаешься, конечно, такой цифры – 85. Если честно, противное время наступило: понимаю, что осталось немного, уже подхожу к своему рубежу.
– Но глаза у вас горят, вы весёлая, моложавая. Что вы делаете, чтобы хорошо выглядеть?
– Может, это оттого, что пока я более-менее востребована, приходится много ездить. Творческие встречи, гастроли. Мне нравится себя чувствовать занятой и нужной. Когда-то цыганка нагадала мне много мужей, но сказала, что в конце жизни я останусь одна. Так и вышло. Но, честно сказать, мне не хочется никого с собой рядом видеть. Я вполне комфортно себя чувствую. У меня трое внуков, прекрасный сын, невестка. В общем, всё в порядке. Что же касается внешности, то куплю себе маску, патчи. Один раз сделаю, а потом забываю. И всё это у меня валяется. А ещё борюсь с весом. Он побеждает (смеётся). А я устала от этой борьбы: каждый день встаю на весы, и вот уже полгода ни грамма не сбрасываю, даже злости не хватает. Я уже и годжи пила, и чего только не пробовала, на меня ничего не действует. Вот если после шести не ем, то действительно сбрасываю. А не получается после шести не есть. У меня диета –
ем часто, но помалу. Всё время надо что-то закинуть в себя, как топливо в печку.
– Что для вас стало бы лучшим подарком на юбилей?
– Единственное, что поднимает настроение, – это работа. Съёмок больше хочется, потому что основное в моей жизни – это всё-таки кино. Так что жду новых ролей. Летом поеду на новый кинофестиваль – это тоже подарок. Я неожиданно для самой себя стала председателем попечительского совета международного кинофестиваля, посвящённого безопасной работе и охране труда. в общем, стараюсь жить активной жизнью. А иначе, если из дома не буду выходить, просто умру!
С сыном Павлом Шуваловым и внуком Матвеем. Фото из личного архива
ДОСЬЕ
Лариса Лужина родилась 4 марта 1939 года в Ленинграде. Пережила блокаду.
Прийти в кино помог случай: в 1959-м её пригласили на роль певицы кабаре в фильме «Незваные гости». После его выхода режиссёр «Ленфильма» Герберт Раппопорт предложил студентке ВГИКа Лужиной одну из главных ролей в картине «В дождь и в солнце».
В последние годы сыграла в сериалах «Нет спасения от любви», «Юнкера», «Охота на изюбря» и др.
Первый муж – Алексей Чардынин (1940–2007), кинооператор.
Второй муж – Валерий Шувалов (1939–2020), кинооператор.
Третий муж – Владимир Гусаков (1949), актёр, сценарист.
Четвёртый муж – Вячеслав Матвеев, администратор.
Сын – Павел Шувалов (род. 1971), звукорежиссёр киностудии «Мосфильм».
Внуки: Даниил, Матвей, Прохор.
ОЛЬГА ШАБЛИНСКАЯ