Новости

Пигмалион с улицы Профсоюзной. Актёр Галибин уже 10 лет играет на сцене «Меридиана»

Фото: Мария Шарко
Пигмалион с улицы Профсоюзной. Актёр Галибин уже 10 лет играет на сцене «Меридиана»

«Трактир на Пятницкой», «Мастер и Маргарита», «Романовы. Венценосная семья» – в фильмографии Александра Галибина множество знаковых ролей. Но в последнее время он всё больше находится по ту сторону камеры, снимая фильмы для детей. За них народный артист и получил недавно премию президента России. О связи с юго-западом Москвы, своих любимых местах и важности качественного детского кино Галибин рассказал нашему корреспонденту.

«ПРИ ПОЛНЫХ АНШЛАГАХ»

– Александр Владимирович, где чаще всего в Юго-Западном округе вы бываете?

– Это культурный центр «Меридиан» в Черёмушках. Много лет мы играем в «Меридиане» спектакль «Пигмалион» – роман-приключение режиссёра Романа Самгина по Бернарду Шоу. История об Элизе Дулиттл, превратившейся из цветочницы в леди, одна из самых знаменитых в истории мировой литературы и театра. За 100 лет – пьеса написана в 1913 году – «Пигмалион» поставили в Англии, Германии, Дании, Швеции, США, Индии. Только в России больше 100 постановок! И я рад, что «Пигмалион» так полюбился в Москве, в том числе зрителям «Меридиана».

– Ваш герой – профессор фонетики Генри Хиггинс. Он зарабатывает на жизнь, обучая разбогатевших выскочек-нуворишей аристократическому произношению. Вы его играете пылким авантюристом, человеком, увлечённым «прожектами». Вот он и берёт на перевоспитание Элизу, которую исполняет Олеся Железняк. Сначала это форменное чучело в немыслимых тряпках. По мере «проведения опыта» Элиза меняется, и Хиггинс влюбляется в неё. Чем вам дорога эта роль?

– Вы правильно сказали – это действительно очень дорогая мне роль. Я думаю, что это вообще знаковая пьеса, Бернардом Шоу туда заложено очень много слоёв, скрытых смыслов внутри этой пьесы. Как всякое великое произведение, оно требует его открытия. Часть смыслов, которые мы открываем в этом  спектакле, мне самому по-человечески очень дороги и интересны, а другие смыслы продолжаем исследовать. Мы играем «Пигмалион» в «Меридиане» и на других площадках Москвы уже, кстати, 10 лет при полных аншлагах. Мы этот спектакль оберегаем, ухаживаем за ним.

– А в целом какое ваше мнение о сцене «Меридиана» на улице Профсоюзной?

– Очень здорово, что есть такие места. Не каждый человек может доехать до центра и попасть в театр в ЦАО. То, что в Культурном центре в Черёмушках показывают спектакли хорошие театры и туда приезжают достойные антрепризы, поддерживаю обеими руками. Это развивает культурную жизнь районов Москвы.

ДЕТЯМ НЕ ХВАТАЕТ  «ЧУЧЕЛА»

– Давайте теперь о кино, которое вы снимаете. В «Меридиане» проходило также обсуждение детского фильма «Сестрёнка» режиссёра Александра Галибина. В этой картине красноармеец из Башкирии находит в разрушенной немцами украинской деревне рядом с убитыми родными выжившую девочку и отправляет в башкирскую деревню к своей жене и сыну. Они становятся для неё новой семьёй. Этот рассказ берёт за душу нас, взрослых, которым бабушки и дедушки ещё рассказывали про Великую Отечественную. Но насколько «Сестрёнка» понятна современным детям?

– Больше 4 тыс. человек в «Артеке» проголосовали за эту картину. Дети «сестрёнке» дали Гран-при – вот вам и ответ на вопрос. Фильм воспринимается абсолютно на всех уровнях, эмоционально, как я и хотел. Это не только моя заслуга, а прежде всего Мустая Карима, который написал свою повесть «Радость нашего дома», и фонда, основанного его внуком Тимербулатом Каримовым, – они нас очень поддержали.

– Вы всегда были очень востребованным актёром. А каким образом прошли в детское кино? Чем это было продиктовано?

– Первая моя картина – «Золотая рыбка». Шёл 2005 год. Как увидел сценарий, понял: это то, что сегодня необходимо. Но носился я с ним 10 лет. Тогда американизация была полная, никому это кино не было нужно. только в 2015 году снял эту картину. С этого началась моя жизнь в детском кино. Я понял, что эта линия целиком исчезла, и стал ею заниматься, прорабатывать, думать, с авторами разговаривать, искать темы. И так, картина за картиной, и пошла моя работа и жизнь. При этом я снимаюсь, играю в театре «Школа современной пьесы», в хороших антрепризах, таких как «Пигмалион» в КЦ «Меридиан», даже пытаюсь сам ставить спектакли. Но детское кино сейчас, конечно, заняло весь объём в моей жизни. Сегодня у меня в работе две картины, я их веду параллельно.

– В каком состоянии сейчас детский кинематограф, по-вашему?

– Считаю, мы частично его потеряли – тот кинематограф, который умел общаться с детьми на их языке с экрана и вести с ними диалог. Ролан Антонович Быков, Сергей Соловьёв, Динара Асанова, Илья Фрэз, здравствующий ныне Александр Митта – это всё мощные режиссёры, которые поднимали подростковую тему, которые умели разговаривать с детской аудиторией. С уходом народного артиста СССР Ролана Быкова, снявшего свою знаменитую драму «Чучело» с Юрием Никулиным и юной Кристиной Орбакайте в главных ролях, из детского кино во многом ушла «пронзительная нота». Мы стали детей развлекать. Я не против развлекательного кинематографа, но воспитательная цель у него слабая.


Проклятие «Мастера и Маргариты»

Фото: Kinopoisk.ru

– Конечно, я спрошу вас про «Мастера и Маргариту» Бортко 2005 года. В творческой среде бытует мнение, что это произведение Булгакова проклято и съёмки чреваты страшными последствиями. Как бы то ни было, но за 5 лет после премьеры фильма из жизни ушли 15 актёров – и далеко не все были пожилыми, – Владислав Галкин, Александр Абдулов, Павел Комаров, Александр Чабан. Вы на съёмках тяжело заболели бронхитом, а после премьеры попали в аварию. Изначально не страшно было браться за эту роль, вживаться, как-то трактовать?

– Не страшно. Я эту роль вообще никак не трактовал, потому что там нет роли.

– Это как?

– В «Мастере» действительно роли нет, там есть абсолютно уничтоженный человек – жизнью, властью, людьми, которые влияли в то время на творческий процесс. Поэтому я искал прежде всего внутри себя мотивы похожие, человеческие – и всё. И у меня есть моменты, события в жизни – не такой силы, как у Михаила Афанасьевича, у него вообще судьба такая, что врагу не пожелаешь, – но схожие по точкам. Эмоциональные – я имею в виду, не физические, как с ним всё происходило, а эмоциональные точки схожести, которые есть у меня с Мастером и Булгаковым. Признаюсь, этот фильм давался нелегко. Я был полностью погружён в жизнь своего персонажа, жил его жизнью – иначе нельзя было сыграть Мастера. Помню, ко мне пришла мама: «Саша, кого сейчас играешь? Ты какой-то озадаченный. Как тебе работается?» – «Мне действительно непросто. Я играю сумасшедшего, мама». – «Сумасшедшего? Тогда всё нормально. У тебя всё получится». 


«РОДИНА НАЧИНАЕТСЯ С СЕМЬИ»

– Многие ваши коллеги говорят, что у молодёжи вообще нет никакого понимания, что такое Родина. Это инфантильное поколение, которое думает, что это просто то место, где можно тусить и резаться в компьютерные игры.

– Я отчасти готов согласиться, что смысл слова «родина» сейчас для многих молодых размыт. Но насильно внедрить его невозможно, это может вызвать отторжение или насмешку. По мне, Родина – это понятие, которое появляется в человеке естественным образом благодаря воспитанию. Если хорошо в семье, то хорошо и в стране, – я так считаю. И тогда понятие «Родина» становится очень естественным. так что всё нужно делать очень тонко, последовательно, очень подробно. Я этим и занимаюсь в кино. Я убеждён, что это и есть национальная идея – работа с детьми и всё, что касается воспитания юного поколения.

– Вы снимаете фильмы для юного поколения. А чем занимаются ваши дети?

– Ксюша учится сейчас в театральном, в ГИТИСе, на 3-м курсе. Вася прошёл кастинг в театр «Школа современной пьесы», где я служу. Будет играть небольшую роль в спектакле «Авиатор».

– Вашему сыну Василию 9 лет. Куда с ним пойдёте в ЮЗАО, если будет свободное время?

– Мы водили его в Большой Московский цирк на проспекте Вернадского, в Театр Сац. Конечно, любим парки на юго-западе. Ему очень нравится в музеях, поэтому с удовольствием ходит в Дарвиновский.


«Я благодарен судьбе за женщин»

Первая жена – Ольга Наруцкая (род. в 1950 г.), режиссёр, актриса, филолог. Однокурсница Александра Галибина по ЛГИТМиКу. Они учились на одном курсе, но жена была старше его на пять лет. Родители очень переживали из-за ранней женитьбы сына.

«Мне было очень важно уйти рано от родителей и начать свою самостоятельную жизнь. И в этом смысле я был свободен», – вспоминает Галибин.

В 1978 г. у супругов родилась дочь Маша. С первой женой Галибин прожил почти 14 лет. Ушёл от неё с одним чемоданчиком и полтора года жил у друга в кладовке размером два на полтора метра.

«Я благодарен судьбе за всех женщин, с которыми был, потому что любая из них – целый мир, другая планета. Просто наши орбиты с этими планетами со временем расходились», – говорит Галибин.

После развода дочь Маша по настоянию матери с отцом не общалась. Время всё расставило на свои места, и сейчас отношения Галибина с дочкой наладились. Есть внучка – Елизавета (род. в 1999 г.). Позже Галибин, уже учась в ГИТИСе на режиссёрском факультете, встретил немку Рут Винекен. Она была старше его на 9 лет и воспитывала троих детей.

«Она мне очень много дала, – признаётся актёр. – Она открыла мне мир, мы очень много ездили, я подолгу жил в Германии, общался со многими людьми и получил возможность там работать».

Со своей третьей супругой – актрисой Ириной Савицковой – он познакомился, когда ещё не был разведён, но уже не жил с Рут (она уехала в Германию). Галибину тогда было 40 лет. По его словам, эта любовь поразила его с первого взгляда, «как поражает финский нож». Ирина, как и Маргарита во время встречи с Мастером, тоже была замужем. Но Галибина это не смутило. Ирина стала главной женщиной его жизни. В этом браке родились дочь Ксения (2003 г.) и сын Василий (2014 г.).

Фото: Мария Шарко


ДОСЬЕ

• Александр Галибин родился 27 сентября 1955 года в Ленинграде. Отец – плотник, работавший декоратором-постановщиком на киностудии «Ленфильм».

«Мама с папой долгое время жили в коммуналках», – говорит актёр.

• Актёрскую карьеру начал в Театре юношеского творчества при Ленинградском дворце пионеров под руководством Матвея Григорьевича Дубровина.

• В 1977 году окончил актёрское отделение Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК), в 1994-м – режиссёрский факультет ГИТИСа по специальности «режиссура драмы».

• После выхода на киноэкраны детективной художественной ленты режиссёра Александра Файнциммера «Трактир на Пятницкой» в 1978 году, где Александр сыграл роль вора-щипача «Пашки-Америки», его имя стало широко известно советскому зрителю. Всего в кинокарьере артиста более 50 фильмов.

• Как режиссёр поставил более 10 картин.

ОЛЬГА ШАБЛИНСКАЯ

Последние новости