статьи

Евгений Князев: «В «Бенефисе» всегда были аншлаги»

Фото из архива Московского дворца пионеров
Евгений Князев: «В «Бенефисе» всегда были аншлаги»

Народный артист России, ректор Театрального института им. Б. Щукина Евгений Князев хорошо известен кинозрителям по фильмам «Вольф Мессинг: видевший сквозь время», «Однажды в Ростове», «Страсти по Чапаю», «Вангелия», «Сын отца народов», «Зеркала», «Орлова и Александров», а театралам – по ролям в Театре им. Вахтангова. Но, оказывается, в жизни Князева был период, когда он играл на сцене расположенного в нашем округе московского драматического театра «Бенефис».

«5 ЛЕТ С УДОВОЛЬСТВИЕМ ЕЗДИЛ В ЧЕРЕМУШКИ»

– Евгений Владимирович, при каких обстоятельствах вы попали в театр «Бенефис»?

– Это был тот период, когда только-только организовывался экспериментальный театр-студия «Бенефис», после того как его основатель Анна Неровная получила приз за лучшую режиссуру современной драматургии на Международном театральном фестивале «Лефортовские игры – 87». Она пригласила меня, тогда ещё молодого артиста Театра Вахтангова, молодую артистку Елену Ивочкину из нашего театра и замечательную, тоже молодую актрису Театра на Малой Бронной Анну Каменкову. Собрав всех нас, режиссёр сказала: «Я хочу поставить с вами пьесу Нины Садур «Уличённая ласточка». У меня открывается театр, всё сложно. Но давайте мы это сделаем!» Это был конец 1980-х, когда жизнь была очень непростая, потом при шли 1990-е, и случился развал страны. Я сразу поддержал идею Неровной, подумал, что это здорово и полезно, если будут создаваться новые театры не только в центре Москвы, но и в других районах – они нужны для жителей этих мест. Хуже, когда творческая идея иссякала, а театры, которые производили недостойную продукцию, оставались. И тогда возникал вопрос: а зачем он тогда нужен? Театр – живой организм, и у него всегда должен быть лидер. У театра «Бенефис» он был и остаётся – режиссёр Анна Неровная. Она любила свой театр и занималась им  по-настоящему. Мы с Анной Каменковой и Еленой Ивочкиной с удовольствием ездили в театр «Бенефис», лет 5 играли там наш спектакль «Уличённая ласточка».

– Чем лично вас как актёра заинтересовала роль в «Уличённой ласточке»?

– Необычная пьеса, современная драматургия. Мы всегда говорили, что нужно искать новые ходы. Нина Садур была лидером современной драматургии. Её пьесы «Ехай», «Панночка» гремели на всю страну. И мы с энтузиазмом пытались сделать спектакль «Уличённая ласточка» таким, чтобы он соответствовал современности. Надеюсь, у нас получилось.

– Говорят, на спектакль с вами в главной роли в «Бенефисе» всегда были переаншлаги.

– Были, да. Мы никогда не играли перед полупустым залом в Черёмушках. К нам на этот спектакль приезжали и из центра, и с самых отдалённых районов Москвы. Объяснение простое: в этой постановке «Бенефиса» шёл разговор о людях, о нас с вами. Не так давно в Театре Вахтангова, где я работаю, вышла премьера: «Война и мир» – огромный, 5-часовой спектакль. Мы думали: разве будет публика 5 часов сидеть, до 12 ночи? Конечно, половина народа разойдётся к концу спектакля. Ан нет! Все сидят до самого конца и слушают, потому что там про них разговаривают, про людей, про вечные ценности жизни, про личность, про достоинство, про веру, про предательство, про честь. Ну и про любовь, конечно. А разве все эти понятия куда-то  делись? Ведь нет же!

– Какая публика приходила в театр на улице Гарибальди, когда вы там работали?

– Очень душевная. Зрители воспринимали «Бенефис» практически как свой дом, я очень хорошо чувствовал это тёплое отношение. Там были постоянные поклонники, в основном из Юго-Западного округа, которые приходили на нашу и другие постановки по нескольку раз, радовались, что у них есть свой театр. Я, к сожалению, не знаю, каково у них сейчас положение, когда идёт тенденция к соединению театров, когда один театр переходит под руководство другого. Но слышал, что там по-прежнему аншлаги.

«Я ВОСТОРГАЛСЯ АРТИСТАМИ ЦИРКА НА ВЕРНАДСКОГО»

– Евгений Князев – не только актёр, но и отец двух дочек. Сейчас это взрослые, состоявшиеся личности. Анастасия стала режиссёром и актрисой, Александра – сценаристом, получила кандидатскую степень по искусствоведению. А куда вы водили своих девочек, когда они были ещё маленькими?

– В Большой Московский цирк на проспекте Вернадского, конечно же! И сами мы туда ходили с огромным удовольствием, когда молодыми были, и позже тоже. Глядя на цирковых артис тов, я всегда думаю: боже, профессия мужественных людей! Я всегда восторгался ими. И особенно мне в цирке на Вернадского нравился парад-алле, торжественный выход на арену всей труппы, когда музыка звенит, когда виден весь коллектив во всей его мощи и красоте. Я и сейчас-то мечтаю: как я хочу в цирк, это такое радостное зрелище!

– Что же мешает вам пойти в любимый цирк?

– Время. Вернее, его отсутствие. Я сейчас живу либо в поезде, либо в самолёте, либо в гостинице, либо в Театре Вахтангова, либо в Училище Щукина. Так у меня день начинается, и ты даже не успеваешь оглянуться, и он закончился. Помимо гастролей Театра Вахтангова у меня есть, наверное, 15 собственных программ, с которыми я езжу и читаю их в разных городах в филармониях. Мне очень нравится эта деятельность. Немного, но снимаюсь, это тоже разъезды. Так что много дел, очень много. И где-то надо брать энергию, потому что зал тебя слушать не будет, если ты будешь стоять холодный и просто разговаривать с ними, – нет. Наша работа требует душевных затрат, и если это нетратно, то это никому не нужно. Актёр должен отдавать.

– Где тогда вы сами берёте энергию?

– Сам не знаю. Но она мне сейчас особенно нужна – у меня премьера в Театре Вахтангова, пожелайте мне удачи. Это спектакль «Обратная сторона медали» по одноимённой пьесе драматурга Флориана Зеллера, продолжающего традицию французской интеллектуальной драмы. Постановка – режиссёрский дебют Эльдара Трамова, совсем молодой мальчик из нашей актёрской братии. Он ещё в училище поставил несколько талантливых работ. Римас Туминас увидел его и сказал: «Я даю тебе зелёную улицу, попробуй сделать спектакль». (Римас Туминас – художественный руководитель с 2007 по 2022 год Московского театра имени Евгения Вахтангова. – Ред.)

– Вам, такому прославленному артисту, не боязно было играть в первой постановке молодого режиссёра в Театре Вахтангова?

– Когда Эльдар пригласил меня на роль, я сразу согласился, посчитал, что обязательно должен работать с молодёжью. Потому что… А с кем же работать? Мои старые коллеги уже начинают уходить, сбоить. Дальше будет только молодое поколение ставить. Поэтому дорогу молодым. А возвращаясь к разговору о «Бенефисе», где я работал в молодости... Хотелось бы пожелать, чтобы в этом прекрасном театре в Черёмушках продолжалась творческая жизнь и чтобы она была интересная. И мало того, чтобы приносила зрителю пользу. Ведь что такое театр? Это же не только развлечение, это же не только шоу, нет. Человек должен прийти в театр, чтобы и мозгами поработать, и посочувствовать, и посопереживать. Нужно, чтобы спектакли делались именно таким образом, чтобы они воздействовали на человека. Если это случается, тогда такой театр нужен, он просто необходим, и тогда театр никуда не денется, он никогда не умрёт.


ДОСЬЕ

• Евгений Князев родился 9 августа 1955 года недалеко от Тулы.
• Окончил Тульский политех, после которого поступил в Щукинское училище. Получив диплом, был принят в труппу Театра им. Вахтангова. Лауреат Государственной премии РФ.

ОЛЬГА ШАБЛИНСКАЯ

Последние новости