ЗПП парфюмерия
Каждый человек пользуется парфюмерной продукцией, в связи, с чем актуальность данной темы очевидна. Наиболее популярные виды парфюмерных изделий: духи, туалетная вода, парфюмерная вода (туалетные духи), одеколон, дезодорант, освежитель воздуха. Парфюмерные композиции входят в состав и множества других гигиенических средств, таких как мыло, шампунь, гель для душа. Так как в наши дни ассортимент косметических средств очень велик и разнообразен - применение косметики должно быть безвредно для кожи и организма. Для этого необходимо: использование доброкачественного сырья и материалов для приготовления парфюмерной продукции по утвержденным технологическим инструкциям и рецептурам, соблюдение требований к качеству и безопасности парфюмерной продукции.
Парфюмерные товары по внешнему виду должны быть однородны и прозрачны без помутнения при температуре -5°С. При температуре ниже -5°C допускается помутнение, которое должно исчезнуть при температуре -18-20°С. Цвет и запах парфюмерных товаров должен соответствовать цвету и запаху контрольного образца. Стойкость запаха должна быть не менее установленной для каждой группы духов и одеколонов. Основными показателями, по которым проводится аттестация, являются: для духов всех групп и одеколонов групп экстра и А - качество запаха, его стойкость, внешнее оформление (при строгом соблюдении норм по физико- техническим показателям); для одеколонов групп Б, В и душистых вод - качество запаха, прозрачность жидкости и внешнее оформление. Требования безопасности парфюмерных изделий обеспечиваются следующими требованиями технического регламента таможенного союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции»: к составу; к физико-химическим показателям; к микробиологическим показателям; к содержанию токсичных элементов; к токсикологическим показателям.
В отношении парфюмерных изделий может быть выполнена процедура декларирования продукции или сертификации соответствия. Обязательная сертификация, согласно положениям Технического Регламента Таможенного Союза «О безопасности парфюмерно-косметических изделий», в отношении данной товарной группы не предусмотрена. Производители или импортеры парфюмерно-косметических средств оформляют декларации соответствия. Применяется также процедура добровольной сертификации товара в аккредитованных сертификационных центрах.
Комитет Таможенного Союза разработал единый список стандартов, по которым на территории ТС проводятся оценочные операции в отношении косметики и парфюмерии. Эти процедуры необходимо осуществлять до того, как парфюмерно-косметическая продукция начнет обращаться на внутреннем рынке. Уровень качества и безопасности подтверждает специальный знак обращения, отсутствие которого является нарушением требований. Продукция без знака и документов, подтверждающих качество, к продаже не допускается. Фальсификация парфюмерных товаров определяется как подделка, подмена в процессе изготовления продукции определенного качества другой, менее ценной, не соответствующей своему назначению. Экспертиза парфюмерных товаров необходима для выявления подделок элитной парфюмерии, поступающей на российский рынок с Востока, из Польши и других стран. Нередко появляются духи с фирменным названием, однако они могут иметь неприятный запах и даже быть вредными для здоровья человека.
Например, существуют три вида подделок упаковки духов «Шанель №5». Первый вид подделки: упаковка белого цвета с темно-серыми краями. В отличие от натуральных духов на упаковке знак (два скрещивающиеся буквой «Х» полукруга), расположенный на обратной стороне коробки, стоит не в центре. Отличается и флакон: стекло не чистое, а с пузырьками и вместо надписи на стекле наклеена самоклеющаяся лента со всеми реквизитами. Второй вид подделки: красная упаковка с золотой надписью больше похож на подлинного производителя, но на флаконе опять самоклеющаяся лента. И, наконец, третий вид подделки: красивая упаковка с изображением женского лица, но товарный знак фирмы стоит прямо стоит прямо на лице девушки. Ни одна солидная фирма не позволит себе создать такую упаковку. Общими органолептическими признаками качественной фирменной парфюмерии являются: упаковочная коробка из высококачественного картона; упаковочный целлофан, плотно пригнанный без доступа воздуха; вся печатная информация на коробке выполнена привлекательно, имеет строгий дизайн; флакон из светлого стекла без оттенков и пузырьков, в коробке плотно установлен («не гремит»); пробка плотно притерта, на пластмассовой пробке не должно быть швов; металлический ободок под пульверизатором не должен прокручиваться; высокая стоимость изделия.
Но экспертиза по органолептическим показателям не всегда может выявить подделку. Например, при сертификации духов «Пуазон» было установлено, что внешний вид и упаковка соответствовали оригиналу и только химический анализ позволил обнаружить в этих духах метанол-спирт, находящийся в одном ряду с этиловым спиртом, который вреден для здоровья. Положение с качеством и безопасностью парфюмерно-косметических изделий продолжает оставаться неудовлетворительным. Выявлена фальсификация известных зарубежных марок: «Ken 20», «Organza», «Salvador Dali», «Lumene», «J'adore» фирмы «Christian Dior» и т.д. Так, при контроле парфюмерной воды, по маркировке «J'adore» фирмы «Christian Dior» обнаружено отсутствие информации о сроках годности, что не соответствует образцу-эталону подлинной продукции, т.е. является контрафактной продукцией-имитацией парфюмерной воды с использованием имени известной торговой марки. Парфюмерия внесена в Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется путём заполнения декларации о соответствии. С 14.02.2010 действует постановление Правительства № 982 от 01.12.2009 года, где утверждёны Единые перечни продукции, которая подлежит обязательной сертификации и декларированию. Сертификация парфюмерии проводится в виде оформления декларации соответствия. Далее оформляется свидетельство Государственной регистрации Таможенного союза в Роспотребнадзоре. Затем следует зарегистрировать декларацию в сертифицированном органе, у которого есть аккредитация на проведение сертификации парфюмерии в Росстандарте. Завершающим этапом сертификации является проведение маркировки парфюмерии знаком соответствия. Документ, устанавливающий требования в отношении парфюмерно-косметической продукции, связанных с ней процессов производства, в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, - это Технический регламент ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции».
Под его действие попадает вся парфюмерно-косметическая продукция в потребительской упаковке, которая ввозится на территорию Таможенного союза или производится на его территории. Парфюмерно-косметическая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также другим техническим регламентам ТС, требования которых на нее распространяются, без предъявления дополнительных по отношению к содержащимся в настоящем техническом регламенте ТС требований к парфюмерно-косметической продукции и без проведения дополнительных процедур оценки (подтверждения) соответствия. Парфюмерно-косметическая продукция при использовании по назначению должна быть безопасна для человека. Маркирование парфюмерно-косметической продукции проводится путем нанесения четкой информации для потребителя в виде надписей, цифровых, цветовых и графических обозначений на потребительскую тару, этикетку, ярлык. Маркировка парфюмерно-косметической продукции должна содержать полную информацию о ней, чтобы покупатель мог выбрать безопасную для его здоровья продукцию. Парфюмерно-косметическая продукция, соответствующая требованиям настоящего технического регламента и прошедшая процедуру оценки соответствия настоящему техническому регламенту, должна иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств – членов ТС. Этот знак наносится на каждую единицу продукции (потребительскую тару, ярлык, этикетку) и/или товаросопроводительную документацию. Государства-члены Таможенного союза обязаны предпринять все меры для ограничения, запрета выпуска в обращение парфюмерно-косметической продукции на таможенной территории государства-участника ТС, а также изъятия с рынка парфюмерно-косметической продукции, представляющей опасность для жизни и здоровья человека.
С 1 октября 2020 года маркировка парфюмерии становится обязательной. С этого момента нельзя производить или ввозить товар без маркировки, а передача данных в информационную систему Честный Знак становится обязательной для всех участников. Продажа парфюмерной продукции без цифровых кодов «Datamatrix» в 2021 году будут приравниваться к нелегальным. Нарушителей ждут штрафы и уголовные наказания. Маркировка парфюмерии — нанесение уникальных цифровых меток DataMatrix на каждую единицу продукции с занесением данных в информационную систему Честный Знак. Правительство утвердило новую схему маркировки и прослеживаемости товаров. Курирует проект частная организация ЦРПТ, а система стала известна под брендом «Честный Знак». По новым правилам все товары маркируются особыми цифровыми метками, а данные о каждом из них заносятся в информационную систему. Все организации отчитываются посредством электронных документов по особому образцу. Таким образом, получается отследить всю цепочку движения товара. Маркировка введена уже для многих категорий товаров, в частности, это обувь, шубы, сигареты и табачные изделия, лекарства.
Сроки и правила внедрения проекта в отрасль, учитывая специфику товара и особенности рынка, устанавливает Постановление правительства № 1957 от 31 декабря 2019 года, а именно: начало эксперимента – 01 июля 2019, добровольная регистрация в системе «Честный знак» - 01 октября 2020, старт обязательной маркировки - 30 сентября 2020, разрешена реализация немаркированных остатков – до 01 октября 2020; разрешается маркировка товарных остатков, произведенных или ввезенных на территорию Российской Федерации до 1 октября 2020 г. при условии регистрации (описание товара) в информационной системе остатков парфюмерной продукции и внесение в информационную систему мониторинга сведений о маркировке такой парфюмерной продукции средствами идентификации до 1 декабря 2021 г. Распоряжением Правительства требуется маркировка всех разновидностей духов, туалетной воды и одеколонов (по кодам ОКПД 2 группы 20.42.11 и кодам ТН ВЭД ЕАЭС 3303 00). Пробники и тестеры освобождены от маркировки. Суть обязательства по маркированию товара в контроле за производителями и розничными продавцами, чтобы те не продавали (не завозили) фальсификат. Поэтому логично, что по правилам, наклеивать эти этикетки с кодом обязаны производители или импортеры парфюмерной продукции. Они заказывают коды через “Честный знак”, выпускают этикетки и наклеивают их на упаковки. Код представляет собой код Data Matrix - разновидность QR-кода. В нем зашифрована информация о производителе товара, виде, объеме и другие важные данные. При российском производстве духов производитель обязан напечатать этикетку на заводе. Все участники рынка должны подключиться к “Честному знаку” для получения дальнейших инструкций по оборудованию и маркировки. Учитывая, что обязанность по маркировке парфюмерии перенесли на несколько месяцев, у производителей и розницы появилось время для подготовке к требованиям. Ведь даже для регистрации в “Честном знаке” необходимо специальное ПО: квалифицированная электронная подпись (КЭП); криптографическое оборудование для защиты информации.