Москвичам рассказали, как шла реставрация кинотеатра «Художественный»
Реставрацию «Художественного электро-театра» проводили специалисты нескольких архитектурных бюро. Им удалось воссоздать задумки Федора Шехтеля, по проекту которого здание перестраивали в 1912–1913 годах. Об этом сообщается на официальном сайте мэра Москвы.
Теперь «Художественный» вновь встречает поклонников кинематографа. 9 апреля здесь показали фильмы, номинированные на премию «Оскар», и ряд других кинокартин.
До недавнего времени старинное здание кинотеатра находилось в плачевном состоянии, а в 2019-м за его реставрацию взялись специалисты нескольких архитектурных бюро. Новый «Художественный» — не ремейк старого, а его логичное продолжение. Серый со сверкающей слюдой фасад здания вновь украшают белые колонны, над входом и выходом — барельефы в античном стиле в виде голов мужчины и женщины, а в нишах под крышей — кони, мчащие колесницу с богом солнца Гелиосом, и быки, неспешно везущие колесницу с богиней луны Селеной. Здесь же красуется надпись «Художественный электро-театръ» — такая же, как во времена Федора Шехтеля.
В процессе реставрации специалисты сняли все слои краски и штукатурки на фасаде и дошли до того варианта, который существовал при Шехтеле.
«В частности, нашли основу из терразита — естественного цемента с добавлением кусочков слюды и кварца. У нас не осталось никаких сомнений, что нужно восстановить все как было. Мы изготовили такой же терразит. Фасадные барельефы воссоздали из гипса, а не из полиуретана, который прочнее, потому что Шехтель использовал именно гипс. Даже кирпич клали на раствор, максимально похожий по составу на тот, что существовал в ту эпоху», - сказал главный инженер проекта реставрации, руководитель архитектурной мастерской «Фаросъ» Денис Писарев.
Сложнее всего было, по мнению реставратора, вернуть шехтелевский цвет фасада. Однако специалисты добились нужного цвета.
В главном фойе кинотеатра гипсовый потолок – наследие советских времен – закрывал спроектированные Шехтелем два лепных карниза и алебастровые вентиляционные решетки, будто сплетенные из стеблей и цветов. Карнизы полностью восстановили, вылепив новые элементы по образцам уцелевших.
Специалисты сделали новый фонтан, который гармонирует с витражом. Вдоль стен фойе тянется, как кинопленка, лента из панно с серо-зелеными деревьями.
Весь интерьер «Художественного» наполнен идеями Шехтеля. По словам специалистов, реставрация заканчивается там, где начинается фантазия. В «Художественном» работы проводили, опираясь не на фантазию, а на мастерство и понимание идей гениального зодчего.