Столичные специалисты в сфере реабилитации рассказали, как они помогают москвичам с инвалидностью справиться с тревогой
Научно-практический реабилитационный центр и Комплексный реабилитационно-образовательный центр, подведомственные столичному Департаменту труда и соцзащиты, организовали цикл онлайн-семинаров по профилактике тревожно-мнительного состояния. Советы по саморегуляциии предназначены для специалистов городских центров и соцучреждений, которые трудились и продолжают работать во время периода повышенной готовности с жителями столицы.
Трудовая терапия и физическая активность снижает эмоциональный стресс
Вторая онлайн-встреча прошла в конце января. Медицинские работники, педагоги-психологи, специалисты-реабилитологи и другие эксперты реабилитационных и реабилитационно-образовательных учреждений смогли рассказать о своем опыте и поделиться практическими приемами по снижению тревожности у своих подопечных и воспитанников.
Модераторами встречи стали Виктория Николаенко, директор Комплексного реабилитационно-образовательного центра (КРОЦ), и Александра Решетникова, заведующая отделением, врач-психиатр высшей категории КРОЦ.
«Длительное психическое перенапряжение, эмоционально-нервное переутомление или сильный стресс могут привести к возникновению тревожно-мнительного синдрома», − отметила заведующая отделением ПНИ Научно-практического реабилитационного центра (НПРЦ) Олеся Шумлянская.
Она рассказала, что в их центре используется комплексный подход к профилактике таких состояний. Он включает в себя психотерапию, работу с психологами и социальными педагогами, физическую активность. Эксперт отметила, что хороший эффект дает максимальное ограничение доступа подопечных к СМИ, в которых обсуждаются вопросы пандемии.
Вадим Черный, заведующий психоневрологическим отделением милосердия НПРЦ, обозначил важность трудовой реабилитации − как индивидуально, так и в малых группах. Это один из самых эффективных способов уменьшить тревожность и дезадаптацию человека. При этом важно, чтобы пациенты их центра имели возможность заниматься и в дистанционном формате, если проведение очных занятий невозможно.
Екатерина Савостикова, медицинский психолог Центра реабилитации инвалидов «Бутово», дала подробную методику работы по снятию тревожности. Она рассказала о причинах появления тревожных состояний, разделила их на группы и обозначила характеристику каждой из групп. По каждой группе эксперт привела наиболее подходящие формы поддержки и этапы оказания помощи.
Пространство для себя и общение с близкими
Медицинский психолог Научно-практического центра медико-социальной реабилитации инвалидов им. Л. И. Швецовой Инна Рокитская рассказала о признаках панических атак и дала практические советы, как справиться со стрессовой ситуацией и помочь близкому человеку.
Методы работы с мыслями в периоды тревожного состояния (например, методы внутреннего диалога или укрепления опор) предложила психолог Московского городского центра реабилитации Наталья Михайлова. Общение с близкими людьми и друзьями, создание вокруг себя приятной атмосферы − все это помогает снизить эмоциональное напряжение.
«Не менее важно дать себе возможность побыть одному, создать для себя то пространство, где будет комфортно», − посоветовала Гузель Матвеева, психолог Центра социокультурной реабилитации Дианы Гурцкая. Она рассказала, как можно уменьшить такие негативные реакции на стресс, как бессонница и напряжение отношений в семье.
Педагоги-психологи Комплексного реабилитационно-образовательного центра Марина Шапошникова и Наталья Меликсетян поделились методиками диагностики депрессивных состояний детей и подростков, а также практическими советами по коррекции проблемного поведения.
«Чашечка хорошего настроения»
Игорь Кабанов, педагог-психолог Центра реабилитации и образования № 7, отметил важность коммуникации диады «ребенок — специалист», а его коллега из Реабилитационной школы-интерната № 32 Роза Сабитова говорила об актуальности занятий, направленных на снятие эмоционального напряжения и психофизиологическую регуляцию организма через арт-терапию, аэройогу, танцы и физиопроцедуры.
Елена Бекузарова, социальный педагог Центра реабилитации и образования № 4, в своем выступлении подняла проблему повышения тревожности воспитанников, связанную с дистанционной формой обучения. Эксперт обозначила меры, которые должны быть предприняты педагогами, чтобы помочь снизить напряжение ребенка и семьи.
Свою методику снижения тревожности учащихся предложили и специалисты Реабилитационно-образовательного центра № 76. Они разработали видеоупражнения для всей семьи. Педагог-психолог центра Марина Бессмертная продемонстрировала участникам семинара одно из упражнений − «чашечка хорошего настроения», повысив эмоциональное состояние слушателей. А ее коллега Елена Зверкова представила гимнастику для мозга, позволяющую снизить напряжение и рабочий стресс.
Тему по сотрудничеству с родителями как главными проводниками психолого-педагогической помощи детям затронули в выступлении педагоги-психологи Реабилитационно-образовательного центра № 105 Баира Зодбаева и Елена Шушпанникова. Елена назвала наиболее оптимальные формы психологической поддержки в работе с родителями — это индивидуальное консультирование в различных средах коммуникации, разработка простых памяток: «Как избежать конфликта: выражение чувств», «Как сохранить семейные отношения». Она также подчеркнула эффективность заседаний «Родительского клуба», на которых проводились групповые тренинги специалистов на актуальные темы.
В семинаре активно участвовал и сотрудник Центра реабилитации инвалидов «Красная Пахра», кандидат медицинских наук, врач-терапевт Сергей Зайцев. Он отметил, что самое важное в работе с подопечными − это комплексный подход, эмпатия врачей и благоприятная атмосфера, созданная в учреждении.
Обсуждаемая тема оказалась актуальной как для детей, так и для взрослых. Разговор специалистов с целью обмена опытом будет продолжен 24 февраля в онлайн-формате.
Материал предоставлен Управлением социальной защиты населения Юго-Западного округа (УСЗН ЮЗАО).
ФОТО: pixabay.com