Внушительно и впечатляюще. На улицах округа можно увидеть все стили монументального искусства
Юго-запад столицы богат на разные достопримечательности. К ним также можно отнести и образцы монументального искусства, знакомство с которыми может превратиться в увлекательную экскурсию.
1 июля этого года отмечается 135-летие одного из самых знаменитых скульпторов XX века – веры Мухиной. И пусть в нашем округе нет созданных ею шедевров (они представлены в основном в центральных районах столицы), но юбилей этого выдающегося художника – прекрасный повод обратить внимание на образцы монументального искусства, которые можно увидеть, прогулявшись по районам нашего округа. Тем более что среди памятников архитектуры, которые располагаются в нашем округе, есть немало работ учеников и последователей знаменитого скульптора. Да и сами монументы – это прекрасные образцы современного искусства, памятники федерального и регионального значения, и у каждого из них есть своя история, порой очень увлекательная.
СВЯТЫЕ С ДЕТЬМИ
В ноябре 2013 года рядом с храмом, возведённым во имя преподобной Евфросинии (так звали жену Дмитрия Донского после пострига в монахини) на Нахимовском проспекте в Котловке, открылся первый в России памятник святым Евдокии Московской, её супругу и их детям. Надо отметить ещё одну оригинальность этой 4-метровой скульптуры, которую создал художник Дмитрий Кукколос, – это первый в стране памятник святым с детьми. Фактически это произведение искусства стало напоминанием о семье как об одной из главных христианских ценностей.
АБСТРАКТНЫЙ ГРОБ-АРТ
Фото: Олег Серебрянский
Установленная во дворе перед зданием Института морфологии человека на улице Цурюпы в Черёмушках скульптура «Структура № 1» относится к авангардному искусству. Её автор Вадим Сидур – опальный художник, который практически не выставлялся в СССР, но зато был хорошо известен за границей. В своей стране он, как правило, зарабатывал на жизнь изготовлением надгробий, за что шутливо относил своё творчестве к течению гроб-арт. Кто из научного сообщества проникся симпатией к Сидуру и заказал ему скульптуру, неизвестно, но именно так «Структура № 1» появилась перед входом в НИИ. Есть, кстати, и «Структура № 2» – она установлена возле Института геохимии и аналитической химии им. Вернадского на улице Косыгина в Раменках.
МЕСТО ВСТРЕЧИ
Фото: Олег Серебрянский
Скульптурный монумент, посвящённый революционеру, политику и первому президенту Вьетнама Хо Ши Мину, расположен на одноимённой площади в Академическом районе столицы, он был открыт в 1990 году. После развала СССР некоторые горячие головы хотели демонтировать памятник, который создали известный скульптор Владимир Цигаль и архитектор Роман Кананин, но, к счастью, до этого не дошло – за монумент заступился известный лётчик-космонавт и по совместительству председатель Общества вьетнамо-российской дружбы Герман Титов. И это правильно. Здесь до сих пор утром 19 мая собираются советские военные, работавшие во время Вьетнамской войны в этой стране, а также часто приезжают возложить цветы кортежи с молодожёнамивьетнамцами, живущими в Москве.
СИМВОЛ БЕСКОНЕЧНОСТИ
Фото: Олег Серебрянский
Лента Мёбиуса, один из математических символов бесконечности, украшает фасад здания Центрального экономико-математического института РАН на Нахимовском проспекте в Черёмушках. Это горельеф работы известного архитектора, автора многих оригинальных зданий в Москве – Леонида Павлова, который он в 1976 году создал в соавторстве с художниками Элеонорой Жареновой и Владимиром Васильцовым. И это не просто украшение здания, а часть архитектурного решения здания, напоминающего раскрытую книгу. Размер квадрата, в которую заключена «лента», составляет 12,8 метра – одну миллионную часть диаметра земли. А внутри скульптура украшена мозаикой с формулами, которые относятся к феномену ленты Мёбиуса.
ПАРЯЩИЕ В ЯСЕНЕВО
Фото: Олег Серебрянский
Скульптурная композиция «Парящие» у входа в метро «Ясенево» появилась здесь в год открытия станции – в 1990-м. На ней изображены летящие отец и сын, поэтому ей приписывается название «Дельтапланеристы». Но это в корне неверно. Вообще-то «Парящие» – только первая часть композиции. вторая – «Материнство» – находится у другого входа в метро. А вместе они, по словам искусствоведов, символизируют единение человека и природы. Что касается авторства, то некоторые приписывают композицию Г. Францеву, информации о котором нигде найти не удаётся. Гораздо интереснее версия, что эта работа принадлежит Александру Бурганову, которого все москвичи узнают в скульптуре Пушкина и Гончаровой на Арбате, а также по фонтану «Принцесса Турандот» у Театра им. Вахтангова. Хотя бы потому, что у Бурганова в его серии сюрреалистичных работ есть очень похожие на «Материнство» скульптуры.
ЛЕНИНСКАЯ СЕМЬЯ
Фото: Олег Серебрянский
Не было в СССР ни одного города или посёлка, где бы не было памятника или бюста «вождю мирового пролетариата». А по всей Москве их можно было насчитать сотню. Но такого парного монумента, как на углу Ленинского проспекта и улицы Крупской в Ломоносовском районе, нет нигде. Знаменитый скульптор Олег Комов изобразил вождя и его жену без всякого пафоса, сделав обычную зарисовку из их жизни: Надежда Крупская читает вслух газету, а Владимир Ульянов её слушает.
СИМВОЛ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ
Фото: Юлия Федотова
Многие литературные персонажи и герои фильмов вдохновляли скульпторов на создание их памятников. Вот и главному герою фильма «Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове» Аркадия Гайдара тоже было суждено найти своё воплощение в бронзе. Эту скульптуру, которая находится у Дворца пионеров на Воробьёвых горах, установили в честь 50-летия пионерской организации – Мальчиш-Кибальчиш был одним из главных детских символов советской эпохи. Авторами памятника стали известный архитектор, построивший новое здание МХАТ на Тверском бульваре, Владимир Кубасов и скульптор-монументалист Иван Фролов, выпускник Строгановского училища, где в своё время преподавала Вера Мухина. Кстати, совсем недавно, когда реставрировали Московский дворец пионеров, обновляли и памятник Мальчишу-Кибальчишу. Так что этот символ советской эпохи простоит как новый ещё не одно десятилетие.
АРМЕН МУРАДЯН