Новости

Запрещённые танцы в санатории. Раскрываем малоизвестные факты о прошлом старинных усадеб

Фото: «Усадебные ансамбли Москвы»/ДКН г. Москвы
Запрещённые танцы в санатории. Раскрываем малоизвестные факты о прошлом старинных усадеб

Недавно состоялась презентация книги историка Михаила Коробко «Усадебные ансамбли Москвы», изданной по инициативе Департамента культурного наследия столицы. В ней собран уникальный материал, посвящённый дворянским имениям, сохранившимся в ЮЗАО. Мы побеседовали с автором об истории старинных усадеб и их знаменитых владельцах.

БОГИНЯ ФЛОРА ИЗ ВОРОНЦОВА

В последний раз научный труд, обобщающий исторические сведения об усадьбах ЮЗАО, был издан в 1997 году.

«С тех пор исследования сильно продвинулись вперёд, и назрела необходимость издания новой книги, – говорит историк. – Мы собрали самые последние данные об усадьбах Воронцово, Узкое, Ясенево, Черёмушки-Знаменское и Знаменское-Садки. В итоге удалось опубликовать много новых интересных фактов».

Конечно, самая крупная жемчужина в усадебном ожерелье нашего округа – это имение Воронцово, на месте которого сейчас расположен одноимённый парк.

«Территория усадьбы когда-то занимала площадь более 370 га, – рассказал Михаил Коробко. – Северная граница имения частично совпадала с сегодняшней улицей Академика Челомея. На востоке она доходила до Новочерёмушкинской улицы, на юге пересекала улицу обручева, а на западе простиралась до проспекта Вернадского. Сейчас площадь Воронцова составляет всего 40 га».

Название усадьбе было дано по прозвищу первого владельца этой местности – Воронец (так могли называть человека, имевшего чёрные волосы). Выдающийся историк и академик Степан Веселовский считал, что им был боярин князя Дмитрия Донского Фёдор Воронец. Кстати, в этом году завершилась реставрация западного и восточного флигелей усадьбы, а также южного служебного корпуса. Этими зданиями можно полюбоваться в центре Воронцовского парка, сейчас они открыты для наружного осмотра. В своей книге Михаил Коробко впервые публикует фотографии павильона усадьбы 1920-х годов, которые удалось найти в Пушкинском музее.

«Сейчас на крыше павильона установлена статуя богини Флоры работы современного скульптора Григория Рстакяна. Раньше такой статуи не было – на фотографиях мы видим только высокий шпиль. Скорее всего, это громоотвод. Кроме того, арка между башнями при входе в усадьбу была достроена в советское время, на дореволюционных снимках её также нет», – говорит историк.

РЕСПУБЛИКА САНУЗИЯ

В отличие от других имений, оказавшихся в черте столицы, усадьба Узкое в значительной степени сохранила свою историческую территорию. Это имение состояло из трёх больших частей, находящихся в современных границах ЮЗАО и ТиНАО. Существует легенда о том, что здесь разводили ужей для уничтожения лягушек в прудах, а местность называли Ужское. Однако исследователи полагают, что это неверно.

«Есть много старых фотографий владельцев усадьбы князей Трубецких, одну из которых мы опубликовали в книге, – рассказывает Михаил Коробко. – Также мы нашли картину известного художника Ильи Грабаря, на которой изображён вид на парк через усадебные колонны. Ранее эта работа в основном встречалась только в чёрно-белом варианте».

Конечно, Узкое в первую очередь известно тем, что здесь провёл последние дни жизни и умер великий русский философ Владимир Соловьёв. В имении с его лица сняли посмертную маску. Позднее брат владельца усадьбы князь Сергей Трубецкой написал статью «Смерть Владимира Соловьёва». В советские годы на месте усадьбы был организован санаторий, который приобрёл известность в кругах научной и творческой интеллигенции.

«Здесь жили, отдыхали и работали крупнейшие учёные, а также деятели культуры того времени. однообразие санаторной жизни скрашивала «Республика Санузия» – шуточное государство, организованное отдыхающими», – говорит историк.

Название «республики», населённой учёными, которым покровительствует местный бог Санузка, возникло от словосочетания «санаторий Узкое». Жители «Санузии» устраивали небольшие сценки, пели и музицировали, рисовали и писали маслом, читали научно-популярные и шуточные лекции. Поскольку им не всегда хотелось считаться с санаторным режимом, «Санузия»  имела не только официальную сторону: некоторые мероприятия проводились в неурочные часы, а ещё здесь исполнялись запрещённые танцы – фокстрот и чарльстон.

ГДЕ ВЕНЧАЛИСЬ РОДИТЕЛИ ЛЬВА ТОЛСТОГО?

Усадьба Ясенево – один из самых древних населённых пунктов Подмосковья наряду с Коломенским и Капотней.

«В Москве живёт Ирина Бутурлина, потомок владельцев этой усадьбы. У неё есть архив, коечто из которого нам удалось использовать в книге, в том числе уникальные семейные фотографии. Такие материалы особенно ценны, так как Ясенево сгорело в начале 1920-х годов, а то, что мы видим сейчас, – это усадьба, восстановленная в 1970-х», – объясняет Михаил Коробко.

Кстати, именно в Ясеневе в июле 1822 года в присутствии семьи владельца усадьбы князя Павла Гагарина, графов Толстых и князей Трубецких, приехавших из усадеб Узкое и Знаменское-Садки, венчались родители писателя Льва Николаевича Толстого. Историк Михаил Толстой, однофамилец писателя, вспоминал: «Я бывал неоднократно в подмосковном имении князя селе Ясеневе, в восемнадцати верстах от Москвы… Князь, как искусный и опытный садовод, умел приохотить и ясеневских крестьян к садоводству. В первый приезд мой в Ясенево я был изумлён, видя на крестьянских полях не рожь и овёс, а клубнику лучших сортов, малину, смородину и прочее, а на обширных пространствах вместо тощих нагорных лугов – яблони, груши, вишни и множество других деревьев и кустарников».

ЗАЧЕМ В ЧЕРЕМУШКАХ «ГОЛУБЯТНИ»

«По усадьбе Черёмушки-Знаменское нам удалось уточнить владельцев, появились фигуры, о которых ранее не было известно, – поделился историк. – Например, в одном из нижегородских музеев мы нашли скульптуру Ольги Якунчиковой, жены последнего владельца усадьбы».

Большой хозяйственный комплекс, расположенный через дорогу от усадьбы, известен как конный двор. После войны 1812 года слева и справа от флигелей конного двора были сооружены башни, которые искусствоведы ошибочно принимали за голубятни. По словам Михаила Коробко, никто из владельцев усадьбы птицами не увлекался, а эти башнибеседки просто являлись своего рода декорациями, скрывавшими колодец и помойку.

ПАННО АДМИРАЛА

Огромная территория имения Знаменское-Садки исторически охватывала современные районы Ясенево, Северное и Южное Бутово, а также часть Новой Москвы (Троицкий и Новомосковский административные округа).

«Мы выяснили много новых подробностей, – говорит Михаил Юрьевич. – Например, были найдены принципиально новые источники. Это два шикарных панно середины XVIII века, шитых бисером, которые сейчас хранятся в Эрмитаже».

Их обнаружили несколько десятков лет назад в кронштадтском Доме офицеров. На панно изображены усадьба, деревня и церковь. они принадлежали адмиралу Александру Головину, сестра которого была матерью владельца усадьбы князя Дмитрия Трубецкого.

«Скорее всего, это подарок адмиралу, который любил Знаменское-Садки. Картину сложно взять с собой в дорогу, а вот панно можно легко свернуть и упаковать, это удобно для военного человека, который много переезжает с места на место, – считает историк. – На одном из этих панно изображена Знаменская церковь, которая была разрушена в советские годы».
 

АЛЕКСАНДР АНДРУЩЕНКО

Фото: «Усадебные ансамбли Москвы»/ДКН г. Москвы; Кирилл Искольдский

Последние новости