«Мы с Губенко любили «Меридиан». Жанна Болотова призналась ,о чём рассказывает зрителям на ЮЗАО
Жанна Болотова – дочь Героя СССР Андрея Болотова, ставшая легендой советского кинематографа. Именно ей Булат Окуджава посвятил песни «Старый пиджак», «По Смоленской дороге», «Горит пламя, не чадит», «Маленькая женщина». Актриса известна зрителям по картинам её супруга, ушедшего в 2020 году, народного артиста РСФСР, последнего министра культуры СССР Николая Губенко: «Подранки», «И жизнь, и слёзы, и любовь», «Из жизни отдыхающих» и другим. Нам народная артистка РСФСР рассказала о своей жизни и любимых местах на юго-западе.
«ГУБЕНКО ЗНАЛ В ЮЗАО КАЖДЫЙ ДОМ, КАЖДЫЙ ДВОР»
– Жанна Андреевна, что вас связывает с юго-западом Москвы?
– Очень многое. Николай Николаевич Губенко, будучи депутатом Мосгордумы, отвечал за 37-й округ. В него входили Гагаринский, Ломоносовский, Академический районы и часть Проспекта Вернадского. Так что он буквально знал на югозападе каждый двор. Мне приятно, что ЮЗАО всегда отвечал ему взаимностью. Его и вправду любили избиратели. Он ведь ни к чему в жизни не относился наплевательски, ничего не делал спустя рукава. И люди чувствовали это. А я счастлива, что в округе чтят память о нём. Как? По инициативе жителей по улице Гарибальди на доме 2, корп. 1, была установлена памятная доска – рядом как раз располагалась его общественная приёмная.
– Знаю, что и вы выступали не раз в ЮЗАО.
– У нас были вечера в концертном зале «оркестрион» на улице Гарибальди. А вот где мы были постоянными желанными гостями, так это в культурном центре «Меридиан» на Профсоюзной! Ещё мы всегда принимали участие в праздничных программах, посвящённых Дню города: читали стихи наших любимых поэтов, посвящённые Москве. И конечно, как сын и дочь фронтовиков всегда участвовали в мероприятиях ко Дню Победы. Слышали бы вы, как Губенко поёт «Тёмную ночь»… Что же касается наших с Колей творческих встреч в «Меридиане», то я, наверное, и не перечислю, сколько их у нас там было.
– О чём обычно спрашивали зрители в «Меридиане»?
– Спрашивали, какая любимая картина, как нам работалось вместе. На самом деле мнение актёра о своей работе не всегда совпадает с мнением зрителей. Вот, например, последняя наша с Колей картина – «Запретная зона» 1988 года. Я очень люблю этот фильм, хотя он тяжёлый для зрителя.
– В каком плане тяжёлый?
– Я считаю эту картину пророческой. В ней показана не просто зона, где прошёл смерч, и её огородили. Запретная зона была в наших душах – советских, искренних людей, которые понимали и чувствовали, как что-то идёт не так. Но как-то старались не думать о плохом в перестройку. Уповали на будущее: сейчас, сейчас всё изменится к лучшему, выучатся и придут к власти новые люди. Но в результате «реформ» мы страну потеряли. Осознание этой трагедии было безумно тяжёлым. Коля не мог отказаться от своего взгляда на жизнь и не смог принять новые реалии. Так же как и я.
– Жанна Андреевна, как актрисе Болотовой работалось с режиссёром Николаем Губенко?
– Я жила и работала в наикомфортнейших условиях. Не потому, что Коля делал мне снисхождение, просто у него не было причин кого-то ругать. И меня в том числе.
– И неужели у вас ни разу не возникло творческих трений?
– Ну не без этого. Знаете, мой образ на экране – спокойный, мягкий. А я совсем не такая в жизни. Кто со мной давно общается, хорошо это знает. Я могла вспылить, когда мы снимали фильм. Например, по поводу сборки картины – в этот период у нас с Колей бывали сложные времена. Помню, он отбирал дубли с оператором к фильму «Из жизни отдыхающих», и иногда я оказывалась рядом. Вижу хороший эпизод. А оператор Александр Княжинский говорит: «Там засвечен подоконник». Я всегда молчала при людях. Но уже дома говорила Коле: «Зрители-то будут смотреть на меня, на подоконник им совершенно наплевать! Его никто не увидит». Важная финальная сцена в фильме «Из жизни отдыхающих», когда мы с Адомайтисом сидим на корабле в ресторане. Так там не хватает крупных планов! Сколько раз пересматривала фильм, столько раз об этом подумала. Ведь любящим необязательно разговаривать. Важны взгляды, важно, как дрожит рука, когда человек закуривает. А в результате получилось всё сдержанно, как и бывает на общем плане.
– Какие качества вы особенно ценили в Николае Губенко?
– Прямоту, честность, справедливость, сужение делу. Когда мы репетировали дипломный спектакль «Борис Годунов», артист Виталий Малышев опоздал на 1,5 часа. Коля подошёл и влепил ему пощёчину. У Коли отношение к работе было невероятным, он ни разу за всю жизнь не вышел на сцену, выпив рюмку. Не пропустил ни одного спектакля. Если ему что-то не нравилось, говорил в лицо. Никогда не наушничал, не шушукался по коридорам, как было на Таганке принято. Когда актёры Таганки прочли, что существует проект о приватизации театра и сокращении труппы, собрались всё это обсудить. Коля встал и сказал
Любимову: «Юрий Петрович, вы лжец». Эту плёнку по ТВ всё время показывают. Дело в том, что Юрий Петрович жил у нас перед отъездом за границу. И в последнюю ночь они сидели на кухне до самого отлёта Любимова, который обещал: «Я всё брошу на западе, откажусь от всех постановок, возвращаюсь на Таганку, и начинаем работать». И тут вдруг актёры узнают, что ни от чего он не откажется, а просто хочет, чтобы Коля был у него как второй режиссёр. Колю это, конечно, не устраивало, он-то хотел, чтобы Любимов в театр вернулся насовсем. А он бы сам вернулся в кино.
«ЗАМУЖЕСТВО ОТ СТРАХА»
– Уверена, что зрителей «Меридиана» также интересовало, что осталось «за кулисами»?
– Когда я поступила во ВГИК, об отношениях даже речи не было – мне никогда не нравились люди моего возраста. Коля был моим другом. На дне рождения Ларисы Лужиной он как-то мне сказал: «Ах ты, генеральская дочка». Мол, ты с нами не так себя ведёшь. А у меня никакого высокомерия не было. Просто я не выпивала! Я выслушала его резкости и ушла. с тех пор не разговаривали друг с другом. Если Губенко был занят в работе, я туда не шла, если приглашён на чей-то день рождения, я игнорировала праздник. Хотя симпатия к нему всегда была как к удивительному человеку – он был лучше всех, кого я знала. Но дозревание до отношений длилось долго. Первое моё замужество случилось от страха. когда я перешла на второй курс, кто-то уже вышел замуж. Я думала: «Боже мой, остаюсь старой девой». За мной ухаживал импозантный, безумно образованный человек, в него были влюблены многие девочки у нас во ВГИКе (художник Николай Двигубский. – Ред.). Он буквально добивался меня. Но так получилось, что, уже выйдя замуж, я поняла, что не Татьяна Ларина с её «Я другому отдана и буду век ему верна». Я сразу осознала, что совершила ужасную ошибку. Мы помирились с Колей в день, когда у нас был последний звонок во ВГИЕе. Я ему сказала: «Глупо так расставаться, давай мы с тобой помиримся». И Губенко понял, что мы миримся, так, как только он мог понять: он меня повёл в своё общежитие. Я совершенно оторопела от этого натиска и уехала домой. Он год ходил под моими окнами, а потом с однокурсниками мы пошли на первомайскую демонстрацию, с которой и ушли вместе. Он был счастьем моей жизни целых 57 лет. А сейчас мне особенно тяжело. Без него.
– Сами вы как относитесь к возрасту?
– К возрасту я отношусь как к чему-то неизбежному, но в кино давно не играю. Причина банальная: моя внешность стала другой. Пластику мне не хочется делать. Героинь, которых могла бы воплощать на экране, мне играть скучно. Это бабушки будут. Но если мне предложат интересную роль, с радостью соглашусь.
ДОСЬЕ
• Народная артистка РСФСР Жанна Болотова родилась 19 октября 1941 года в посёлке Озеро-Карачи Новосибирской области.
• Её отец Андрей Иванович Болотов (1919–1988) – участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1944). Её мать – Зинаида Константиновна Болотова (1919–1993).
• Дебютировала в кино в 1957 году в фильме Льва Кулиджанова и Якова Сегеля «Дом, в котором я живу».
• В 1964 году окончила ВГИК (мастерская сергея Герасимова и Тамары Макаровой). Была актрисой театра-студии киноактёра.
• За фильм «Бегство мистера Мак-Кинли» в 1977 году удостоена Госпремии СССР.
• В конце 1960-х вышла замуж за кинорежиссёра и актёра Николая Губенко. Детей не было.
ОЛЬГА ШАБЛИНСКАЯ